На прошедшем в эти выходные Chaos Constructions'2012 кто-то принёс на выставку Агат - советский неполный аналог Apple II. С ним была одна дискета, с которой он ничего не хотел грузить. То есть писал "АГАТ" и единственное что можно было сделать - выйти во встроенный монитор, который позволял смотреть память по адресам, менять её, ну и еще дизассемблировать.
Мы (я, tnt23, Oxyd, Meteo и еще один человек) никогда с Apple II и Агатами дела не имели, но предположили, что там ну просто обязан быть Бейсик в ПЗУ. И пытались его самыми разными способами извлечь. Похоже, Бейсика там в помине не было, но в какой-то момент сам процесс стал интереснее цели. Сначала методом тыка мы нашли, какие примерно команды монитор понимает. Просматривая память обнаружили, где примерно начинается ПЗУ (с Fx00) и где ОЗУ, в которое можно писать (с 0100). Поскольку я когда-то начинал с Commodore 64, по крайней мере процессор (6502/6510) был знаком. Так что, просматривая листинг ПЗУ, быстро удалось найти подпрограмму вывода на экран символа (во-первых, она часто вызывалась, во-вторых перед вызовом всегда загружался только аккумулятор: что-то типа LDA ... и затем JSR FDD4). В итоге за несколько минут в кодах была написана суперпрограмма:
INX ; о том, что нельзя увеличивать напрямую значение аккумулятора я уже и забыл
TXA ; так что увеличиваем индексный регистр, а потом переносим значение в аккумулятор
JSR FDD4 ; вызываем ROM подпрограмму вывода символа на экран
JMP 0100 ; и по новой..
ассемблировать монитор не умел (или мы не нашли как), поэтому пришлось писать в машинных кодах.
Запущенная программа сходу вывела все символы и даже стала чистить экран и пищать (видимо там есть и управляющие коды). Видео.
Приятно было вспомнить системы, которые можно изучать такими простыми способами :-)
P.S. Заодно, ссылки на фотографии с CC'12. Первый день, Второй день.