9 января 2016, 23:37 (3239 дней назад) № 9806
Немного к вопросу о том, почему в 1970-х свернули проекты ракет с ядерными двигателями (несмотря на то, что наземные испытания были успешны и к 1977-79 планировались лётные испытания двигателя NERVA II).
На первом этапе собирались сделать пилотируемый корабль с таким двигателем - на базе Сатурн-5, для полёта за пределы земной орбиты (к Марсу). На втором - многоразовый пилотируемый Шаттл для вывода грузов на орбиту и полётов между земной и лунной орбитами (планировалось 157 полётов между орбитами с 1980 по 1990-й, 15-тью кораблями, перевозящими каждый по 50т. груза).
Но в 1971 году Bellcomm (организация, которая по контракту с NASA занималась анализом технических решений) раскритиковала планы Lockheed, MD и Rockwell. Как они отметили, "ядерные реактивные двигатели усложняют операции в космосе из-за радиации". Максимально допустимой дозой для космонавта считается 10-25 рентген в год (не считая космических лучей). На Шаттле с ядерным двигателям при всех защитах космонавты будут получать 10 рентген каждый раз, когда работает двигатель NERVA I (время не указано). Космонавт, находящийся в 10 милях позади корабля или сбоку от него - получит 25-30 рентген в час. Изготовители не рекомендуют пилотируемым аппаратам находиться ближе 160 км от работающего двигателя.
Дополнительные проблемы возникают при стыковке такого корабля с другим кораблём или станцией. Второй корабль должен находиться в тени защитного экрана, что в случае с большой станцией сложно обеспечить. Кроме того, излучение может отразиться от станции, создавая опасность для экипажа самого корабля.
Ядерный двигатель также представляет опасность и в выключенном состоянии. Космонавт, в течении 10 дней после перелёта Земля-Луна приблизившийся к двигателю ближе чем на 120 метров - получит 1 р/ч.
Взрыв двигателя на низкой земной орбите приведёт к попаданию на Землю больших фрагментов радиоактивного вещества. "Предотвращение возврата двигателя NERVA на Землю... должно быть основным правилом в планировании полётов с ядерным двигателем".
После единственного перелёта Земля-Луна двигатель потребуется держать на высокой орбите захоронения 135 лет. После десяти таких перелётов наиболее желательным способом утилизации двигателя будет "отправка Шаттла в непилотируемый полёт в глубокий космос, в одну сторону".
Через шесть месяцев после этого отчёта финансирование проектов NERVA было прекращено. Группа из 30 конгрессменов пыталась повлиять на администрацию Никсона, но безрезультатно.
DSFP's Spaceflight History: «Dyna-Soar spaceplane. Image credit: U.S. Air Force In 1960, Philip Bono, a Space Vehicle Design Specialist with the Boeing Airplane ...»