27 марта 2015, 18:39 (3489 дней назад) № 9293
Примерно час Ю.Коптев рассказывает о текущем положении дел с финансированием проектов Роскосмоса и почему выбраны одни и отказались от других. Достаточно откровенно, прямо скажем. Если вкратце, то:
- В связи с проблемами в экономике, денег стало меньше и Роскосмосу. Плюс проблем добавило (по большей части, научно-исследовательским проектам) введённые США ограничения на экспорт некоторых микросхем и т.п.
- Основной упор сейчас на решение первоочередных народнохозяйственных (и военных) задач, в ущерб фундаментальной науке и "громким" (Луна и пр.) проектам. Он там обрисовывает ситуацию - в двух словах получается, что сейчас нужды страны по связи, погоде, фотосъёмке существующая российская спутниковая группировка удовлетворяет меньше чем наполовину (!) от необходимого.
- Сверхтяжёлый носитель разрабатывать не хотят, в связи с непрактичностью этого дела (при отсутствии лишних денег). Его проекты представили несколько организаций, наиболее годным комиссия назвала вариант РКК Энергия (на основе наработок по РН "Энергия" - с двигателями РД-171 + возобновление производства кислород-водородного РД-0120). Но он несколько раз подчеркнул, что стоимость проекта будет такой, что не позволит выполнить практические задачи стоящие сейчас перед Роскосмосом. Естественно вспомнил судьбу "Н-1" и "Энергии" :)
- Будут дотачивать недавно испытанную "Ангару A5" с целью повышения надёжности и снижения стоимости (пока что она дороже "Протона"). Насчёт ближайших перспектив "Ангары А7" (35 тонн на низкую орбиту) он выразился довольно скептически. Что конечно надо, но стартовый комплекс А5 для неё не подойдёт, что надо решать проблемы с заправкой водородом и пр. Но решать придётся, т.к. у нас нечем (кроме Протона, от которого откажутся) выводить тяжелые спутники, особенно с учётом ситуации, что мы из-за географии проигрываем американцам (Канаверал) и потенциально китайцам (Хайнань) в массе спутника даже при одинаковых характеристиках носителя, т.к. мы дальше от экватора.
Также Ангару А5 планируют и под пилотируемые пуски, после того как начнёт хорошо и стабильно летать.
- Ещё его спросили про "Зениты". Судя по выражению лица, с ними вообще никаких перспектив. Вроде как есть один готовый и может быть его запустят. И то не факт.
- Спросили про МКС. Он сказал что особо не видит проблем - т.е. что сотрудничество продолжается, техническое состояние станции пока нормальное. Что если приспичит, российский сегмент можно отделить и он вполне может самостоятельно функционировать и быть базой для российской станции, но об этом пока речь не идёт.
- Что они готовы и хотят отправлять туристов на МКС, в том числе на длительные сроки но, учитывая сколько стоит такой полёт, желающих просто нет.
В принципе, для тех кто интересуется - всё достаточно логично в текущих условиях. Хотя и невесело (вряд ли будут реализованы громкие проекты). Это, конечно, не окончательные решения, но всё же вполне официальная точка зрения.
Российская космонавтика. Что делать...: «25 марта 2015 года. Роскосмос. Пресс-конференция Председателя научно-технического совета Юрия Коптева по итогам заседания Научно-технического совета Федераль...»