Некоторое время назад захотелось купить компактную видеокамеру, которая бы хорошо снимала при плохом освещении. После некоторого изучения вопроса, свелось всё к выбору из двух вариантов - или проапгрейдить наконец телефон до HTC One или купить GoPro. Поменять телефон было бы, конечно, практичнее (в HTC One с камерой всё очень хорошо, да и не только с ней), но ходить с такой лопатой в кармане - по мне так это слишком.
В итоге, постепенно мысль склонилась в сторону GoPro.
Если кто не в курсе, GoPro - линейка так называемых "extreme" камер. Основное предназначение - навешивание на всякие сноуборды, шлемы, мотоциклы, а также подводная съёмка (в боксе). Из-за такой узкой специализации у камеры есть специфические особенности - у неё нет зума, фокусное расстояние фиксировано. Объектив - fisheye (рыбий глаз), в связи с чем конструкторы отказались от стабилизатора (при таком широком угле мелкая тряска почти незаметна). По той же причине в стандартной комплектации отсутствует экранчик (докупается отдельно). Камера полностью управляется парой кнопок (переключение режимов и запуск/остановка записи) либо через Wi-Fi - с использованием штатного пульта или через приложение на мобильном телефоне (причём, оно также позволяет удалённо получать уменьшенное изображение, с задержкой в пару секунд).
Поскольку меня интересовала съёмка в условиях плохой освещенности, из всех GoPro подошла только GoPro Hero 3 Black Edition (т.е. именно Black Edition - там другая матрица, нежели у остальных Hero 3).
В комплект с Hero 3 BE идёт пульт ДУ, бокс для подводной съёмки (с разными задними крышками - в т.ч.позволяющими снимать с присоединённым LCD экранчиком), а также минимальным набором поворотных креплений, которые приклеиваются к гладким поверхностям и выдерживают серьезные нагрузки.
Можно предположить, что основные деньги производитель получает вовсе не от самих камер, а от продажи аксессуаров к ним. Любой кусок пластика не входящий в комплект, стоит очень дорого. В частности, сложно будет обойтись без простой рамки - иначе подводный бокс будет единственный способом куда-либо прикрепить или даже просто удобно держать камеру. Для установки на обычный штатив также придётся покупать отдельное крепление.
Камера весьма недолго работает от аккумулятора (сменного), особенно с LCD экранчиком. Впрочем, это решается внешним аккумулятором с USB выходом - в камере mini-USB вход (почему mini, а не micro - не знаю, крайне неудачная идея).
Теперь, что касается собственно получения изображения. Во-первых, несмотря на то, что у объектива фиксированное фокусное расстояние, есть обходной путь. Камера позволяет выбрать Ultrawide, Wide (Medium) или Narrow. Фактически, Wide и Narrow просто означает, что изображение берётся не со всей матрицы (имеющей разрешение больше 1920x1080), а с большей или меньшей её центральной части.
На практике Narrow имеет мало смысла - слишком много шумов, плюс в отсутствие стабилизатора слишком влияет тряска. Режим Wide - самый оптимальный.
С точки зрения светочувствительности имеет смысл ограничиться 30 кадрами в секунду. Так что в итоге наиболее частая комбинация режимов у меня получилась такая: 1920x1080, 30fps, Wide.
Пока что я пробовал использовать камеру для следующих вещей:
1.Снимал танцы - как со стороны, так и прицепив камеру себе на голову. Во втором случае я не стал тратиться на фирменное крепление, а взял ремень с площадкой от обычного светодиодного фонарика, приклеив к нему стандартное крепление GoPro. Получилось хорошо, единственная ошибка - недостаточная площадь резинки прилегающей ко лбу, из-за чего при энергичных движениях камера слегка шаталась. Звук писался на встроенный микрофон камеры, камера без бокса.
2.Рассказы людей об экспонатах выставки на Chaos Constructions. Типа такого. В этих случаях камеру я просто держал в руке, но использовался внешний (дешёвый, моно) микрофон. В принципе, хочу заметить, что несмотря на то, что камера совсем для других целей, брать ей интервью оказалось очень удобно. В одной руке камера с прицепленным экранчиком, в другой внешний микрофон. Поскольку объектив сверхширокоугольный, вполне достаточно краем глаза следить за экраном - точность непринципиальна.
Хочу заодно заметить, что стабилизировать видео снятое таким объективом методами Youtube не следует - получается качающаяся картинка от которой может начаться морская болезнь (в предыдущих примерах - нестабилизированная, а вот эту стабилизировал).
3.Пробовал фотографировать - в камере есть режим 12mp фотосъемки (см. ночной снимок чуть выше справа). Ощущения смешанные. Я бы сказал - чуть лучше приличного телефона.
Камера пишет в mp4, но не вполне человеческий (давно заметил тенденцию - чем дороже камера, тем меньшее количества софта понимает её формат :)
Официальный софт называется GoPro Cineform Studio. Советую его сразу выбросить - мало того, что там крайне странный интерфейс, так он ещё и всегда виснет при обработке больших файлов (о чём на всех форумах давно пишут, но производителей, похоже, не слишком это волнует).
Совершенно нормально этот mp4 понимает Sony Vegas, но если просто отрезать кусок - годится и Avidemux (у которого, впрочем, свои глюки - не связанные с форматом :)
С Virtualdub'ом для чтения этого mp4 придётся мучаться неадекватно долго и сложно, так что уж лучше глюки Avidemux'a.
В итоге, на мой взгляд камера удачная (что, впрочем, ясно и без меня - в своей области она, пока что, вне конкуренции - рекомендую посмотреть рекламный ролик ей снятый).
Хотелось бы конечно увидеть в ней: стандартную резьбу под штатив, microusb (вместо mini), возможность менять объектив (необязательно оперативно). отдельный от питания вход внешнего микрофона, получше написанный софт под Android (мало того, что он по объему как браузер, так еще недавно после update'a вдруг перестал видеть камеру на моем HTC Desire).