Обратите внимание, что новости можно получать по RSS.
X
-

Наука и технологии

16 сентября 2017, 00:07 (2624 дня назад) № 10852
Прослушал тут курс лекций по дискретной математике (на youtube). Никогда не любил математику, хотя приходилось, конечно, сдавать экзамены и в школе и в институте. Созрела вот какая мысль - если не рассматривать преподавателей, которые самореализуются через ощущение превосходства над учениками (таких хватает, но речь не о них) - отрицательный момент типового преподавания в том, что всегда априори подрузамевается вера ученика в то, что всё, что ему говорят на уроке - имеет смысл и ему понадобится. В этом есть что-то от религии - требуется верить без всяких оснований. Речь не о каких-то глобальных вещах типа "математика нужна для жизни", а именно о деталях объяснений.
Совершенно обычное дело, когда преподаватель 15-30 минут пишет какие-то формулы или доказывает какую-то теорему совершенно не потрудившись объяснить, зачем это понадобится, хотя бы в рамках объясняемой темы. Ученик должен тупо дождаться конца объяснения и тогда, может быть (!), ему сообщат. А ведь если бы намекнули изначально, он мог бы думать в процессе объяснения, а не просто ждать, когда оно завершится. Этот типовой подход реально отупляет. Причём на математике это просто ярко видно, но точно также обстоит дело и в других областях - не только научных или технических.
Один человек (тут, кстати, многим известный :) ) когда-то высказывал гипотезу что, на самом деле, смысл образования - в отборе (см. ссылку).
Что-то в этом есть.
Опубликовано: Пётр Соболев
15C

Комментарии (16):
16 сентября 2017, 00:29 Ilya Sharin: ... и в отборе тоже... у каждой вещи есть много целей и смыслов. Особенно у образования =)
16 сентября 2017, 00:31 Peter Sobolev: Ну вопрос в приоритетах этих целей и смыслов
16 сентября 2017, 06:17 Asy Patrysheva: мне кажется, что на каком-то уровне математика как рисование. ты получаешь удовольствие от процесса, а результат не важен. меня точно в школе не интересовала сфера применений ни геометрии лобачевского, ни теории масс и тп. я была поражена, когда на физике показали как формулы скорости и ускорения выводятся и что ускорение - производная. но все остальное - это натурально волшебство одно за одним. и красота
16 сентября 2017, 08:19 Olga Shapiro: мне кажется, то, зачем доказывать теоремы - очевидно, нет? да и вообще мне не симпатичен утилитаристский подход. Цель обучения математике в школе (как я это понимаю) не столько возможное применение логарифмов в быту, сколько формирмирование мышления. Как и цель школьного образования не столько запоминание кучи фактов, сколько формирование картины мира. В смымле - должна быть.
16 сентября 2017, 08:22 Андрей Владимирович Сметанкин: Очень здравая мысль. Странно, что она так редко приходит в голову разным людям.

P.S.Хотя, не странно.
16 сентября 2017, 12:32 Michail Ivashenko: Насколько я помню дискретку, это как конструктор. Одно правило следует из двух других, третья теорема их трех предыдущих.
16 сентября 2017, 14:40 Peter Sobolev: Оля: и что, для формирования мышления запрещено говорить, для чего [через минуту или час] будет использовано то, что сейчас объясняется? :)
16 сентября 2017, 14:40 Peter Sobolev: По-моему, это называется воспитание зубрилок, а не формирование мышления
16 сентября 2017, 16:03 Alex Roschin: Ты не первый удивляешься. Пуанкаре возмущался, что детям вещают про "геометрическое место точек" вместо того, чтобы объяснить, что окружность - просто кружок. :)
16 сентября 2017, 21:59 Andrey Sharoyko: В ВУЗе просто готовят будущих инженеров, а для этого требуется научиться мыслить как инженер. У кого это мышление включается ещё в детстве, в школьном кружке, у кого-то только на третьем курсе.
17 сентября 2017, 12:20 Алексей Гришин:
18 сентября 2017, 21:30 Vadim Akimov: Может с вузом/препом не повезло? Обычно увлечённые и разносторонние препы знают, для чего то, что они рассказывают. Если не в контексте 'зачем студентам это понадобится через эн лет', то уж в контексте своей преподаваемой науки -- точно знают.
18 сентября 2017, 21:45 Peter Sobolev: Кому именно? Я имею ввиду практически все лекции которые я видел, скажем, на youtube. И практически все ситуации, где я сталкивался с преподаванием уже после вуза. У меня претензия не к конкретным преподавателям, а к общему принципу, которого подавляющее их большинство придерживается. Дело не в том, что препод не знает для чего. Дело в том, что он не видит смысла это пояснять.
20 сентября 2017, 14:10 Aleksey Pichugin: Прежде чем что-то применить, нужно понимать предмет. Понимание математики занимает месяцы, прежде чем разговор о применении можно будет хотя бы на пальцах вести. Разумеется, есть нюансы и есть хорошие и плохие преподаватели. Но нужно понимать, что математика - абстрактная дисциплина, подчёркнуто сделанная сама ради себя, а не ради приложений, поэтому очень многие преподаватели подчёркнуто отказываются говорить о приложениях, т.к. любое конкретное приложение сужает и отвлекает от требуемой общности.
20 сентября 2017, 18:19 Peter Sobolev: Математика сделана как раз не ради себя, а с чисто прикладными задачами. В те времена, когда она зарождалась, иного варианта и быть не могло. И абстрактность не противоречит практическим целям. Если намеренно не противопоставлять.
21 сентября 2017, 19:02 Vadim Akimov:
Эта заметка и комментарии к ней в Facebook: ссылка

Случайная заметка

9205 дней назад, 22:1710 сентября 1999 Western Digital собирается выпускать дешевые винчестеры больших объемов специализированные для записи видео и аудио информации (цифровые видеомагнитофоны, etc.). В принципе, уже существует и успешно продается специальное устройство , которое умеет записывать передачи с телевизора и потом воспроизводить их в более удобное для ...далее

Избранное

2758 дней назад, 01:575 мая 2017 Часть 1: От четырёх до восьми Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — ...далее

2270 дней назад, 20:305 сентября 2018 "Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!" / из статьи про микропроцессор CDP1802 / В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой ...далее