16 сентября 2017, 00:07 (2624 дня назад) № 10852
Прослушал тут курс лекций по дискретной математике (на youtube). Никогда не любил математику, хотя приходилось, конечно, сдавать экзамены и в школе и в институте. Созрела вот какая мысль - если не рассматривать преподавателей, которые самореализуются через ощущение превосходства над учениками (таких хватает, но речь не о них) - отрицательный момент типового преподавания в том, что всегда априори подрузамевается вера ученика в то, что всё, что ему говорят на уроке - имеет смысл и ему понадобится. В этом есть что-то от религии - требуется верить без всяких оснований. Речь не о каких-то глобальных вещах типа "математика нужна для жизни", а именно о деталях объяснений.
Совершенно обычное дело, когда преподаватель 15-30 минут пишет какие-то формулы или доказывает какую-то теорему совершенно не потрудившись объяснить, зачем это понадобится, хотя бы в рамках объясняемой темы. Ученик должен тупо дождаться конца объяснения и тогда, может быть (!), ему сообщат. А ведь если бы намекнули изначально, он мог бы думать в процессе объяснения, а не просто ждать, когда оно завершится. Этот типовой подход реально отупляет. Причём на математике это просто ярко видно, но точно также обстоит дело и в других областях - не только научных или технических.
Один человек (тут, кстати, многим известный :) ) когда-то высказывал гипотезу что, на самом деле, смысл образования - в отборе (см. ссылку).
Что-то в этом есть.
Образование как отбор: «Студенты, учащиеся в университете, обычно полагают, что сам процесс посещения лекций и других занятий дает им какие-то знания или умения. Некоторые догадываются, что еще нужно читать учебник и делать домашние задания. На самом деле у процесса обучения есть два совершенно разных аспекта: тренировка…»