Обратите внимание, что новости можно получать по RSS.
X
-

События, Информационные технологии, История вычислительной техники и IT

27 августа 2014, 04:14 (1511 день назад, №8866)Интервью с Денисом Кущ о ПЭВМ "Немига"

Интервью с Денисом Кущ о ПЭВМ "Немига". Chaos Constructions'2013
(11 августа 2013 года)

dkspb - Денис Кущ
frog - Пётр Соболев

frog:
Итак, день второй. Мы снова на выставке. Сейчас мы расскажем про школьную ПЭВМ "Немига". О ней расскажет владелец. Представься пожалуйста!

dkspb:
Меня зовут Денис. Я коллекционер из Санкт-Петербурга. Это белорусская школьная ЭВМ "Немига".
Когда в конце 1980-х, уже в СССР начались центробежные процессы, руководство Белоруссии пришло в Минский радиотехнический институт и сказало: "Ребята, у нас с вычислительной техникой в Белоруссии всё хорошо" (это было действительно так, потому что были и производство и разработка и кадры) "А почему у нас нет школьного компьютера?"

И вот, в Минском Радиотехническом Институте разработали эту машинку. Замечательная она тем, что сделана на основе анализатора используемого для спецприменений, который выпускался промышленно. Т.е. для этой машины взят уже готовый, в производстве, корпус, готовые блоки питания, часть плат которые использовались в анализаторе... И сделали вот такую машинку.

Собственно, эта машинка по архитектуре DEC PDP11 (как у нас говорили - "система команд Электроники-60"). На ней работает стандартная операционная система RT-11. Ещё из замечательных свойств этой машинки, которое в Белоруссии убивало практически всех конкурентов, это то, что она не использует заказных СБИС и все микросхемы которые в ней использованы производились также в Минске, на производственном объединении "Интеграл".

Машина была распространена очень сильно в Белоруссии, фактически стояла в каждой школе. Сейчас мы вот находили классы и в Вологде и даже в Казахстане. Поэтому вещь достаточно интересная. Как я сказал, дизайн был сделан в стремлении к минимализму. Как вы знаете, архитектура DEC PDP-11 подрузамевает что устройством ввода-вывода является терминал и поэтому все разработчики которые работают с этой архитектурой для сохранения возможности запускать операционку, использовать наработанный софт, вынуждены поддерживать работу с терминалом.

Но в этот момент возникает вопрос, как ко всему этому пристегнуть графику.
Как вы знаете, в той же ДВК использовался либо отдельный черно-белый графический контроллер, либо контроллер цветного графического дисплея как от процессора основного компьютера с которым работать он мог только посылая ему управляющие команды и вся графика передавалась через управляющие команды.

Естественно, это требовало наличия своего процессора в графическом адаптере. Здесь процессор один, т.е. дизайн достаточно минималистический. Естественно, это всё отразилось на производительности. Но. для школьного компьютера производительность не настолько важна как простота конструкции и дешевизна.

Компьютер, как вы видите, состоит из двух блоков - блок ЭВМ и блок дисководов. Ученическая ЭВМ - это был один блок. Чтобы она стала учительской, нужно было просто подключить к ней блок дисководов - т.е. присутствовала некая унификация.
К сожалению сохранилось их достаточно мало экземпляров т.к. распространены они были только в Белоруссии где сейчас достаточно строго обстоит дело с утилизацией вычислительной техники содержащей драгоценные металлы, поэтому в Белорусии таких машинок практически не осталось - все они были утилизированы. Но вот редкие экземпляры дошли до нас, поэтому можете посмотреть, попробовать, поиграть.

frog:
Скажи пожалуйста, а софт для других компьютеров, являющихся клонами PDP-11 (той же Электроники-60) - на ней идёт?

dkspb:
Да, тот софт который не использует графических режимов, идёт практически без доработок. Софт который использует графический режим, требует некоторой доработки, но дело в том, что белоруссы подошли к этому вопросу очень грамотно - было очень много разных лабораторий при институтах, которые за короткое время написали очень много софта (меньше игр, но очень много обучающего софта), так что всё было с софтом хорошо. А так да - софт от PDP идёт. Хоть от отечественных, хоть от DEC'овских.

frog:
Операционки можно разные на ней использовать или только какую-то одну?

dkspb:
Можно разные, но как правило все используют RT-11, потому что это некий стандарт для PDP совместимых машин. И в принципе, эта операционка реализует всё, что нужно. И если у вас нет каких-то специфических задач и применений связанных с задачами реального времени, этой системы на то время хватало за глаза, и даже с запасом.

frog:
Она как-то расширяется - графика, звук и прочее?

dkspb:
Аппаратно она не расширяется, так как это всё-таки была персоналка под строго определённые цели. Надо сказать ещё, что в неё встроена достаточно продвинутая по тем временам сетевая, грубо говоря, карточка.
Класс объединяется в сеть и, в отличие от большинства других компьютерных классов, здесь уже используется не простой стандартный интерфейс ИРПС (который с помощью программ превращается в сетевое устройство), а здесь уже специально разработанная карточка, которая аппаратно поддерживает многие вещи необходимые для сетевых приложений.

frog:
Спасибо большое!

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=GA3ZEwizKaE

Опубликовано: Пётр Соболев

Случайная заметка

3146 дней назад, 06:256 марта 2010 Когда мы начали готовить Chaos Constructions'2004 (а это был первый CC, где объединились две команды организаторов - ENLIGHT'a и предыдущих CC), было уже ясно, что при таком количестве конкурсов и предсказуемо большом числе посетителей, надо решать проблему с быстрым подсчетом голосов.Голосование с компьютеров не рассматривалось по многим ...далее

Избранное

529 дней назад, 01:575 мая 2017 Часть 1: От четырёх до восьми Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — ...далее

41 день назад, 20:305 сентября 2018 "Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!" / из статьи про микропроцессор CDP1802 / В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой ...далее