22 января 2015, 07:42 (3623 дня назад) № 9207
Хочу сказать пару слов про индустрию туризма и про деятельность ЮНЕСКО.
Я довольно регулярно посещаю очень разные страны и наблюдаю устойчивую тенденцию превращения природы и культурных памятников в аттракцион для массового туриста. Делается это под вывеской сохранения этой самой природы и памятников, якобы находящихся под угрозой уничтожения (этими самыми туристами).
Мостки с покрытием и перилами, идущие по горам и лесам, многочисленные предупреждающие таблички, прибитые к скалам, урны из нержавейки и яркие вывески посреди древних руин, туалеты дополняющие природный ландшафт, кафе и автостоянки, возникшие в самых красивых местах - всё это, говоря мягко, разрушает ощущение от места и достопримечательности.
Общепринятая (и всячески пропагандируемая) точка зрения заключается в том, что эти меры предпринимаются для удобства туристов, которые, приносят деньги, в свою очередь позволяющие устранять последствия от посещения этих самых туристов. И, что чем больше будет туристов (в т.ч. привлечено рекламой), тем больше у страны будет денег на природоохранные мероприятия.
В итоге, в наиболее интересных местах, как по конвейеру, бродят толпы людей, по большей части оказавшихся здесь вовсе не потому, что они давно мечтали увидеть именно это место. Что видно невооруженным глазом.
Давайте называть вещи своими именами - каждая страна очень хочет денег. И, если на её территории есть красивая природа или памятники, пытается выжать из этого максимум возможного. Сохраняя эту природу и памятники потому, что иначе никто не приедет и деньги от туристов течь перестанут.
Нужно ли было бы тратить много денег на очистку берегов некоего условного озера, если бы туристы не смогли до него комфортно добраться? Много ли появилось бы туристов в какой-нибудь подземной реке, если бы о ней, как еще несколько лет назад, знали только местные и те, кто специально этим интересовался? Помогают ли сохранить природу таблички "осторожно, сверху может упасть камень", живописно украшающие скалы? Вопросы риторические.
В принципе, это несколько напоминает происходящее с музеями, которые из учреждений образовательного характера медленно, но верно преобразуются в развлекательные. Кто читает мелкие надписи рядом с экспонатами? Хорошо, если 1 человек из 100. Он явно не источник денег. Кого волнует, настоящий предмет представлен или похожий макет - пусть посетитель сам разбирается, если ему надо. Главное, предмет красиво оформляет вход в зал ( наверняка привлекали дизайнера по интерьеру).
Причём тут, казалось бы, ЮНЕСКО? Ну, процессы которые я наблюдаю на разных концах земного шара носят не просто схожий а, я бы сказал, идентичный характер. И, судя по тому, что говорят или пишут независимо друг от друга некоторые музейные работники и гиды - явно существует единая программа их обучения, в вышеописанном ключе.
Призывать отказываться от схемы, которая полностью отвечает как интересам её участников, так и желаниям массового туриста - было бы с моей стороны смешно и нелепо.
Поэтому, хочу просто посоветовать: интересных и красивых мест в мире, которые ещё сохранились в нетронутом виде, осталось немного - поверьте. И в аттракцион их превратят существенно раньше, чем они разрушатся. Если хотите такие места увидеть - поспешите. Скоро эта возможность исчезнет навсегда.