Обратите внимание, что новости можно получать по RSS.
X
-

Общество, политика, история, экономика

22 января 2015, 07:42 (3623 дня назад) № 9207
Хочу сказать пару слов про индустрию туризма и про деятельность ЮНЕСКО.

Я довольно регулярно посещаю очень разные страны и наблюдаю устойчивую тенденцию превращения природы и культурных памятников в аттракцион для массового туриста. Делается это под вывеской сохранения этой самой природы и памятников, якобы находящихся под угрозой уничтожения (этими самыми туристами).

Мостки с покрытием и перилами, идущие по горам и лесам, многочисленные предупреждающие таблички, прибитые к скалам, урны из нержавейки и яркие вывески посреди древних руин, туалеты дополняющие природный ландшафт, кафе и автостоянки, возникшие в самых красивых местах - всё это, говоря мягко, разрушает ощущение от места и достопримечательности.

Общепринятая (и всячески пропагандируемая) точка зрения заключается в том, что эти меры предпринимаются для удобства туристов, которые, приносят деньги, в свою очередь позволяющие устранять последствия от посещения этих самых туристов. И, что чем больше будет туристов (в т.ч. привлечено рекламой), тем больше у страны будет денег на природоохранные мероприятия.

В итоге, в наиболее интересных местах, как по конвейеру, бродят толпы людей, по большей части оказавшихся здесь вовсе не потому, что они давно мечтали увидеть именно это место. Что видно невооруженным глазом.

Давайте называть вещи своими именами - каждая страна очень хочет денег. И, если на её территории есть красивая природа или памятники, пытается выжать из этого максимум возможного. Сохраняя эту природу и памятники потому, что иначе никто не приедет и деньги от туристов течь перестанут.

Нужно ли было бы тратить много денег на очистку берегов некоего условного озера, если бы туристы не смогли до него комфортно добраться? Много ли появилось бы туристов в какой-нибудь подземной реке, если бы о ней, как еще несколько лет назад, знали только местные и те, кто специально этим интересовался? Помогают ли сохранить природу таблички "осторожно, сверху может упасть камень", живописно украшающие скалы? Вопросы риторические.

В принципе, это несколько напоминает происходящее с музеями, которые из учреждений образовательного характера медленно, но верно преобразуются в развлекательные. Кто читает мелкие надписи рядом с экспонатами? Хорошо, если 1 человек из 100. Он явно не источник денег. Кого волнует, настоящий предмет представлен или похожий макет - пусть посетитель сам разбирается, если ему надо. Главное, предмет красиво оформляет вход в зал ( наверняка привлекали дизайнера по интерьеру).

Причём тут, казалось бы, ЮНЕСКО? Ну, процессы которые я наблюдаю на разных концах земного шара носят не просто схожий а, я бы сказал, идентичный характер. И, судя по тому, что говорят или пишут независимо друг от друга некоторые музейные работники и гиды - явно существует единая программа их обучения, в вышеописанном ключе.

Призывать отказываться от схемы, которая полностью отвечает как интересам её участников, так и желаниям массового туриста - было бы с моей стороны смешно и нелепо.

Поэтому, хочу просто посоветовать: интересных и красивых мест в мире, которые ещё сохранились в нетронутом виде, осталось немного - поверьте. И в аттракцион их превратят существенно раньше, чем они разрушатся. Если хотите такие места увидеть - поспешите. Скоро эта возможность исчезнет навсегда.
Опубликовано: Пётр Соболев

Комментарии (6):
22 января 2015, 08:34 Irina Lyanguzova: ты еще забываешь про эффект масштаба. Например, 9-дневный круиз из окланда по островам королевства Тонго обойдется в полторы тысячи долларов, а ровно такой же по протяженности, но для посещения островов типа Питт, Баунти, Антиподс и Четхэм в 15 тысяч (это прайс одной и той же междунароной круизной компании). То есть реклама и дорожки для колясочников удешевляют мероприятие ровно на порядок, при этом все больше народа может "посмотреть" все больше мест. Трою VII вот вообще за сущие копейки посмотреть можно и даже потрогать, если только согласишься перед этим заехать на фабрику ковров. Так что юнеско можно воспринимать как такую фабрику духов/ковров, которая, конечно, отнимает немного времени и нервов, но зато бережет кошелек любителям иллиад и одисей.
22 января 2015, 09:13 Sergio Keler: РФ пока ещё не тронута юнеском этим, в ней много интересных достойных посещения мест.
22 января 2015, 09:13 Sergio Keler: а в целом ты прав, так и есть. посещательный туризм становится скучен.
22 января 2015, 18:19 Peter Sobolev: Сергей: крупные города типа Питера и Москвы уже "тронуты". И чем дальше, тем этот процесс быстрее идёт. 1L
22 января 2015, 18:26 Sergio Keler: ну да... всё по хаксли...
23 января 2015, 20:55 Peter Sobolev: Вот, кстати, zyalt фотографиями очень хорошо иллюстрирует проблему: ссылка
Только для него это всё - положительное явление.
Эта заметка и комментарии к ней в Facebook: ссылка

Случайная заметка

2408 дней назад, 21:4921 мая 2018 Некоторое время назад один знакомый ( ссылка ) решил провести эксперимент с Инстаграмом - он постепенно запостил в свой пустой аккаунт ровно 256 (круглое число!) фотографий. При этом Инстаграм имеет ту специфику, что это преимущественно спамерская сеть - т.е., там добавляют в друзья (followers) обычно только в обмен на ...далее

Избранное

2789 дней назад, 01:575 мая 2017 Часть 1: От четырёх до восьми Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — ...далее

2301 день назад, 20:305 сентября 2018 "Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!" / из статьи про микропроцессор CDP1802 / В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой ...далее