Обратите внимание, что новости можно получать по RSS.
X
-

События, Информационные технологии, LiveJournal cr_it - архив

19 сентября 2009, 03:43 (4258 дней назад, №8776)Организация Chaos Constructions: Организационная структура и человеческий фактор
Продолжаю публиковать свои заметки об организации CC...

За годы проведения фестивалей ENLiGHT (1995-1997) и Chaos Constructions (1999-2009), постепенно, к 2005-2006 году, сложились устойчивые принципы и подходы к организации и управлению, подходящие именно для наших условий.

Определили эти принципы, в основном, следующие факты:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Из довольно большого числа организаторов и помощников (около 50 человек), можно выделить три уровня вовлеченности людей в организационный процесс.

Первый уровень - три главных организатора (Oldayn, Frog, Random). Их ключевая особенность в том, что каждый в любой момент времени примерно представляет себе общую ситуацию, основные проблемы, задачи и пути их решения, обладая для этого необходимым минимумом знаний по всем темам фестиваля.
Если обратиться к истории, то с 1995 такими людьми также были Slash и StarGuest. Люди этого типа, которым при этом интересно проводить подобные мероприятия - большая редкость, а их незаменимость - одна из серьезных проблем в организации, т.к. для фестиваля масштаба 2006-2009 гг. число 3 является минимально необходимым с точки зрения управляемости происходящего.
Помимо общей координации, каждый из трёх главных организаторов курирует 2-3 конкретных направления, в которых он разбирается и которые ему интересны.

Второй уровень - организаторы по направлениям (здесь имеются ввиду как тематики фестиваля, так и важные организационные направления). Среди них можно выделить следующие:

Оргструктура CC2009По некоторым направлениям не было единоличных координаторов (в силу отсутствия желающих, которые были бы в состоянии этим заниматься) и тогда вопросы решались либо коллегиально (качество решений в этом случае обычно низкое), либо главным организатором, курировавшим данное направление.

Третий уровень - большая часть организаторов (на фестивале это порядка 20 человек), часть из которых занимается конкретным направлением, часть - "универсалы", решающие различные вопросы по мере их возникновения).

Есть и четвёртый уровень. Это люди, которые, не являясь организаторами, помогали в различных вопросах - в том числе и в течении всего фестиваля. Иногда на следующем фестивале их можно увидеть уже в роли организаторов.

Внутри каждого направления существует своя специфика, из-за чего организация работ между некоторыми направлениями отличается очень сильно.

К примеру, одним из наиболее важных и проблемных направлений является организация локальной сети, её администрирование, обеспечение доступа в Интернет и к внутренним сетевым ресурсам. В 2004-2005 гг., когда сетевой тематики не было, нагрузка на сеть была невелика. Основной проблемой было распространённое среди сисадминов понимание задач не как обеспечения доступа в Интернет и к ресурсам сети, а в первую очередь как обеспечение безопасности от различных угроз (в т.ч. несуществующих). К 2006 году с этой проблемой справились но, в связи с появлением на фестивале сетевой тематики и усложнением сети, возникла другая - координация их действий. Эта проблема так и не была решена (до 2009 года включительно).

МОТИВАЦИЯ

Какова же мотивация организаторов, учитывая некоммерческую направленность фестиваля? Участвуя в организации фестиваля, люди получают возможность:

С точки зрения управления, в отличии от условий работы менеджера в коммерческой или государственной организации, в наших условиях не работает материальное стимулирование (т.к. на зарплату людям нет денег) и никто не обязан подчиняться другому по должности.
Соответственно, все держится только на двух вещах - авторитете управляющего/координатора и интересе подчиненных к выполняемой работе.
Фактически, каждый организатор хочет делать только ту работу, которая ему интересна. Если давать людям такую возможность, то иногда они будут позволять требовать от них вещей, им совершенно неинтересных и даже неприятных. В каждом конкретном случае приходится искать баланс интересов конкретного человека и фестиваля в целом. Причем, вовсе не у всех IT'шников интересы лежат в IT'шной области.

Отдельно стоит упомянуть про немногочисленные ситуации, когда труд людей всё же оплачивается. Это касается тех областей, где сочетаются необходимость постоянного присутствия на рабочем месте и нехватка/отсутствие добровольцев.
В первую очередь это охрана, где добровольцы не могут быть использованы совсем (были попытки в 1996-2001 гг.), а также контроль-продажа билетов на входе, где ответственные добровольцы есть, но их недостаточно (мотивацией там, по-видимому, является общение с народом и между собой). Именно в случае с контролем-продажей билетов регулярно возникает неопределенность с тем, сколько платить, кому и планируется ли это делать вообще. Кроме того, в 2008-2009 году оплачивалась должность ответственного за звук (вместе с арендой оборудования).
Ощутимым препятствием для использования добровольцев вне главного зала фестиваля является их интерес к происходящему. Получается, что находясь на фестивале, они фактически его не видят (частично это решается посменной работой, выносным монитором для ретрансляции главного экрана). И наоборот - добровольцы, которым фестиваль неинтересен, работают, как правило, неэффективно.
Из года в год обсуждаются варианты найма специалистов в конкретных областях (ведущий, апдейт базы с конкурсными работами, оцифровка работ и др.). Однако дальше разговоров дело не заходит (единственное исключение - доработки PartyMeister в 2009 году). Основная причина - хороший специалист стоит очень дорого. Тем более, что недостаточно нанять его на 2 дня фестиваля - только на то, чтобы частично вникнуть в нашу специфику, необходимы как минимум пара недель. Другое препятствие заключается в том, что такой нанятный специалист будет "не в теме", т.к. независимо от качества работы, маловероятно, чтобы он варился годами в демосценерской, хакерской и т.п. тусовках, был знаком с ключевыми участниками фестиваля.

В завершение темы мотивации замечу, что, поскольку на каждом фестивале мы применяем какую-либо новую технологию, её нужно освоить (помимо простого любопытства, это объективно необходимо, чтобы частично компенсировать неэффективное управление и недостаток энтузиазма организаторов). Главным образом, это касается периода подготовки фестиваля - 2-4 месяца. И здесь очень заметна разница в поведении организаторов. Одни понимают это как шанс освоить новую технологию и получить новый опыт (и это является для них серьезной мотивацией). С каждым фестивалем они ощутимо повышают квалификацию в различных областях - за 2-4 дня работы люди получают опыт, который в обычных условиях приобретается многие месяцы. Другие же ищут в новой технологии недостатки, ссылаются на свою, якобы, неспособность разобраться, чтобы оправдать нежелание её использовать.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Поскольку Chaos Constructions проводится бесплатными усилиями добровольцев, требуя при этом выполнения достаточно тяжелой и непростой работы, организаторами естественным образом становятся, в большинстве своём, весьма сложные, по характеру, люди. В результате, планирование носит достаточно условный характер и регулярно нарушается непредсказуемыми действиями то одних, то других организаторов. Исчезновения в неподходящие моменты (которые вызывают цепную реакцию различных нестыковок и отставаний от графика), резкие смены настроения, неожиданная смена интересов, различные психологические несовместимости (соответственно, невозможность совместно решать вопросы) - это вещи, которые приходится принимать как данность, постоянно подыскивая альтернативные варианты решения задач, перераспределения задач между имеющимися организаторами по ходу фестиваля и т.п.

Вопрос выполнения обязательства участвовать в организации ставится настолько жёстко, насколько это возможно в каждом конкретном случае. Для десятка ключевых организаторов оправданием отказа от участия меньше чем за 1-2 недели до начала фестиваля, могут быть только смерть или тяжёлая болезнь (без кавычек и смайликов). Т.е., если человек дал согласие, то начинает испытывать постоянное давление, что многим не нравится, хотя причины они понимают. Соответственно, из года в год нахождение на фестивале с температурой 38, уход с работы на фестиваль против воли начальника - никого особо не удивляют.

CC'2009 - результаты опрос о доступности организаторов для помощи в организации фестиваляДоступность организаторов в дни подготовки и проведения оценивается заранее - проводится опрос и составляется список вида "Организатор - Даты(утро,день,вечер,ночь)". Дополнительные сложности создаёт необходимость ночных работ - завоз оборудования и подготовка начинается в четверг, и с этого момента, до понедельника, постоянно что-то происходит - ночью, так же как и днём, кипит работа. Перед каждой ночью согласовывается, кто именно остаётся обязательно - не менее двух человек, причем один формально является ответственным. Фактически, обычно остаются 3-5 человек. Основным препятствием здесь является, пожалуй, семейное положение части организаторов - жёны, как правило, категорически против таких вещей, даже если совершенно точно знают, что муж находится на фестивале.
Кроме того, ночные посиделки негативно влияют на качество принимаемых решений в последующие дни. Поэтому, как минимум для главных организаторов, желательны хотя бы несколько часов ежедневного сна в спокойной обстановке (сон на подиуме, завернутым в ковролин, таковой не считается). В прежние годы (2004, 2006), когда было много неотработанных методик и технологий, двое суток без сна, в принципе, считались нормой для ключевых организаторов. Сейчас такой необходимости, к счастью, уже не возникает.

Если во время работы кто-то из организаторов ведёт себя некорректно - не выполняет общепринятые правила поведения (скажем, замечен с банкой пива в оргзоне или продолжительное время ничего не делает), это очень быстро становится дурным примером, т.к. остальные прямо или косвенно начинают ссылаться на эти случаи, оправдывая своё поведение ими. В частности, если один из главных организаторов хотя бы временно ставит себя выше общих правил, это деморализующе действует на охрану, которой становится искренне непонятно, чем руководствоваться в своих действиях.
Для охраны, кроме того, есть и другие специфические проблемы. Когда длительное время не происходит никаких инцидентов, они теряют бдительность, перестают отслеживать ситуацию. Также, очень трудно добиться выполнения формальных правил, как то: "в оргзоне могут находиться только люди с браслетами организаторов". Несмотря на постоянные замечания, на деле охрана в первую очередь обращает внимание на то, кто кого привёл, помнят ли они человека по прошлому году, как относятся к данному человеку другие организаторы, а также на другие неформальные признаки.

КАДРЫ

Фестиваль постоянно испытывает недостаток в организаторах следующей направленности (перечислены в порядке убывания важности):

По-поводу управления нужно отметить, что прямой перенос опыта работы менеджера в коммерческой или государственной организации не всегда работает - для таких людей становится неожиданностью, что самого факта назначения координатором оказывается недостаточно, чтобы их указания выполнялись - совершенно необходимо тем или иным способом убеждать и мотивировать каждого подчиненного.
Фактически, люди становятся менеджерами после получения такого опыта на Chaos Constructions чаще, нежели наоборот.

Что касается специалистов, то примерно с 2004-2005 года основной проблемой стал сдвиг их приоритетов от участия в СС в сторону зарабатывания денег и обеспечения семей (т.е. мы начали конкурировать за них с организациями, при этом не имея возможности платить зарплату).
Тем не менее, сейчас можно наблюдать постепенный откат назад, т.к. людям уже достаточно денег и теперь они хотят заниматься интересными вещами, что далеко не каждая организация может обеспечить.

Что касается остальных людей, то обычно это те, кто каким-то образом проявляет себя на предыдущем фестивале и на следующем уже помогает в организации. Из-за упомянутых проблем с координаторами, инициатива и ответственность ценятся больше всего - такие люди сами находят поле для деятельности и не требуют постоянного контроля.

К сожалению, они почти никогда не предлагают свою помощь самостоятельно, и не откликаются на наши публичные просьбы помочь с организацией. Это происходит в силу того, что сами они не считают, что могли бы быть полезны фестивалю.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



Подводя итог, можно перечислить наши основные организационные проблемы (есть и ряд других, но здесь мы говорим именно об организации) :

Такова ситуация по состоянию на сентябрь 2009 года.
Опубликовано: Пётр Соболев

Случайная заметка

7924 дня назад, 02:156 сентября 1999 Стала попадаться на глаза информация по такой штуке как WebPDA от фирмы ISI (Integrated Data Inc). Машинка на основе Mitsubishi M32R процессора, под операционкой pSOS. Поверх всего этого предполагается еще PersonalJava (в бочке меда ложка дегтя :) Поверх Personal Java - всякие email/data management итп. Почему-то свой собственный браузер - от ANT Ltd.Касательно pSOS можно сказать ...далее

Избранное

1473 дня назад, 01:575 мая 2017 Часть 1: От четырёх до восьми Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — ...далее

985 дней назад, 20:305 сентября 2018 "Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!" / из статьи про микропроцессор CDP1802 / В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой ...далее