26 апреля 2013, 01:59 (4239 дней назад) № 3199
Книжка про автоматическую станцию Galileo, которая была запущена к Юпитеру в 1989 году (долетел он туда к 1995 году, проработал до 2003 года). Небольшой зонд совершил "посадку" в атмосферу Юпитера (там нет твёрдой поверхности), основной аппарат исследовал Юпитер и его спутники.
В книжки описывается непростая, мягко говоря, история проекта, а также проблемы, преследовавшие аппарат уже после запуска.
Работы над проектом начались в 1977 году. Сначала он попал под сокращение бюджета NASA (после лунной программы). Потом ему не повезло из-за задержки с программой Space Shuttle (он должен был быть запущен на первом Шаттле - в 1982 году). В процессе несколько раз передумывали, чем его разгонять после отделения от Шаттла. Там было два варианта - твёрдотопливный двигатель и старая кислород-водородная ступень Centaur, которую надо было еще переделывать под Шаттл. Из-за этого выбора там переругались буквально все. Дошло до того, что конгресс США на своих заседаниях решал какой двигатель ставить в аппарат, да еще несколько раз передумывал (что порядком бесило инженеров, т.к. взависимости от выбора меняется очень многое, включая траекторию и время полёта +/- несколько лет, программа исследований и пр.)
Подразделение, отвечавшее за Шаттл боялось, что оба варианта случайно рванут у них в грузовом отсеке и тоже вставляло палки в колёса. Старт несколько раз переносили, а потом в 1986 году случилась катастрофа с Challenger-м. Шаттлы не летали 3 года.
Короче говоря, такой проектик на 10 лет. Кто-то там в процессе умер, часть народа уволилась, сменило работу и пр. Аппарат лежал на складе, периодически его оттуда доставали, переделывали что-нибудь и засовывали обратно. В итоге, запустили в 1989 году.
После запуска направленная антенна не развернулась до конца. Они уж и к солнцу аппарат поворачивали и трясли по всякому и вращали. Без толку. Предположительно, пока он лежал на складе, испарилась смазка. Остался только вариант с дополнительной антенной, что означало очень медленную (в 10 раз) передачу данных. Чтобы как-то это компенсировать они, пока аппарат летел, переписали софт чтобы данные сжимались. Но все равно ни о какой передаче в реальном времени, скажем, фотографий - не могло быть речи. Всё сначала нужно было писать на магнитную ленту (объем которой ограничен) и затем постепенно передавать на Землю. Как нетрудно догадаться, следующим подох этот самый накопитель на магнитной ленте. Его заклинило в режиме перемотки (я так понял, что-то случилось с датчиком конца ленты). Кое-как решили проблему, но теперь нельзя было перематывать ленту до конца :) На подлёте к Юпитеру наполовину подох светодиод в датчике угла мотора того же накопителя (в него попал протон, для GaAs светодиодов это очень критично). Они его раскачивали, подавая повышенное напряжение - по результатам обсуждения было решено, что это восстановит кристаллическую решетку :) Раскачали.
И ещё неоднократно были проблемы похожего типа, когда протоны попадали в электронику (там 6 микропроцессоров в разных частях аппарата, контролирующие друг друга) и, в результате, система выпадала в safe mode в самые неподходящие моменты - за два часа до пролёта какого-нибудь спутника Юпитера, к примеру. А штатное восстановление из safe mode подрузамевает сутки-двое :)
Короче говоря, то, что при всём этом программа в целом была выполнена (а местами и перевыполнена) - просто удивительно. Большая заслуга команды разработчиков, конечно - а им было от чего впасть в отчаяние.