DEMO.DESIGN
Frequently Asked Questions
 ENLiGHT Project. Новости об информационных технологиях, науке, авиации и космонавтике
оглавление | demo party в ex-СССР | infused bytes e-mag | новости от ib/news | другие проекты | письмо | win koi lat

ZX Spectrum

Оригинальный ZX Spectrum (с WOS)

Первоначально Спектрум был придуман Клайвом Синклером (Англия) как доступный и простой в производстве (а следовательно дешевый) персональный компьютер. Именно благодаря простой архитектуре, он был всенародно признан в СССР и реализован на советской элементной базе (обычно за исключением процессора - z80). Было много различных (иногда не совсем совместимых между собой) вариантов самодельного Спектрума, однако в конечном итоге утвердились две модели: Pentagon и Scorpion. На отечественной демосцене первоначально был популярен Pentagon, но теперь, по-видимому приоритет на стороне Scorpion'a.

Общие характеристики ZX Spectrum таковы:

Процессор: z80 (2..10MHz) 

Графика: только графический режим, 256x192x16 цветов (не цвет на точку)

Накопители: Дисковод, винчестер, либо кассетный магнитофон (используется все реже)

Память: 48K RAM в стандартном варианте, 128K в Pentagon'e и 256K в Scorpion.

Звук: в стандартном 1 битовый, в расширенных - чип AY8912 (FM), иногда дополнительно General Sound.

Операционная система (в ROM): в стандартном варианте: Basic + минимальный набор подпрограмм ввода/вывода. В расширенных Спектрумах: дополнительно дисковая операционная система - TR-DOS, редко - IS-DOS.

 

Кадр из demo Life sux by Galaxy Кадр из demo Ecstasy
Love Kind с cc'999 gfx compo Кадр из demo Vibrations

 

[Alexander Grimalovsky 2:5032/7]

Или ты не знаком с архитектурой Спектрума? Сейчас познакомлю:
Процессор 8-битный Z80. Соответственно одновременно доступными могут быть только 64кб. Однако адреса #0000-#3FFF (16кб) занимает ПЗУ. Остается 48кб.
Всего памяти 128кб. Она разделена на 8 страниц по 16 кб, причем 5-я и 2-я страницы намертво привязаны к адресам соответственно #4000-#7FFF и #8000-#BFFF. По адресам #C000-#FFFF можно располагать любую страницу - ее номер задается в порту #7FFD.
[Dmitry Vlasko]: В некотоpых модификациях Zx Spectrum имеется возможность по команде OUT 15,0
Пеpеключить yчасток 0 - 16384 из ROM положения в RAM. Что с yспехом и делается для эмyляции дpyгих ROM`ов.
Есть 2 видеостраницы с одинаковой структурой - на 5 и 7 страницах. Соответственно 1 экран намертво привязан к адресам #4000-#5AFF, а другой можно включить по адресам #C000-#DAFF. 
Структура зкрана достаточно хитрая. Он состоит из 2 частей - изображения и аттрибутов Больше всего это имеет аналогию с текстовым режимом, где на каждый символ можно задать свой цвет. Разрешение экрана 256x192 а аттрибутов 32x24, т.е. отдельный цвет можно задать только для кусочка изображения размором 8x8 пикселов.
Аттрибуты лежат линейно, а вот изображение - нет. У него достаточно хитрая структура. Изображение поделено на 3 части (трети) каждая высотой 64 пиксела или 8 строк. Строки лежат в следующем формате: 

32 байта 1-й линии 1-й строки
32 байта 1-й линии 2-й строки
32 байта 1-й линии 3-й строки
...
32 байта 1-й линии 8-й строки
32 байта 2-й линии 1-й строки
...
32 байта 8-й линии 8-й строки

При этом заметь, что каждый пиксел изображения задается отдельным битом.

 

ZX Spectrum чрезвычайно популярен (до сих пор) в странах ex-СССР и России. На этой платформе в существует развитая демосцена, со своими традициями и культурой, меньше других связанными с PC/Amiga/C64 (хотя влияние этих платформ сказывается все сильнее).

Если вы хотите дополнить FAQ - пожалуйста пишите.

design/collection/some content by Frog,
DEMO DESIGN FAQ (C) Realm Of Illusion 1994-2000,
При перепечатке материалов этой страницы пожалуйста ссылайтесь на источник: "DEMO.DESIGN FAQ, http://www.enlight.ru/demo/faq".