Дворцы-музеи и парки г. Ломоносова (бывший Ораниенбаум) - ценнейшие памятники русской культуры и искусства XVIIl в. В 1918 г. дворцы и парки были национализированы, а с 1922 г. превращены в музей. Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум оказался в фашистском окружении. Защитники легендарного ораниенбаумского "пятачка", выдержав натиск врага, отстояли этот небольшой участок земли. Музейные здания в основном сохранились, но пострадали конструкции, отделка фасадов и интерьеров, зеленый массив парков. Коллекции музеев были эвакуированы в глубокий тыл еще в первые месяцы войны. В результате проведенных реставрационных и восстановительных работ были открыты для посетителей музеи: Китайский дворец в 1946 г., дворец Петра III в 1953 г., павильон "Катальной горки" в 1959 г. Дворцово-парковый ансамбль складывался на протяжении всего XVIIl в. Начало строительства было положено сооружением Нижнего сада и дворца А. Меньшикова. Большой дворец, построенный архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем, является композиционным центром ансамбля, относящегося к числу уникальных построек петровского времени. В 50-70-е годы XVIIl в. началось создание Верхнего парка и дворцовых сооружений по проекту архитектора А. Ринальди. К числу первых построек А. Ринальди в Ораниенбауме относится дворец Петра III и въездные ворота "потешной" крепости Петерштадт. Крепость представляла собой
многоконечную звезду, образованную валами. Ее окружал глубокий ров с подъемными мостами. Строительство "потешной" крепости вели русские мастера разных специальностей. До наших дней сохранились дворец Петра III, въездные ворота, остатки валов и рвов. Здание дворца отличается строгостью и изяществом архитектурных форм. В первом этаже, где в XVIIl в. были служебные помещения, теперь размещена выставка, связанная с историей дворцово-паркового ансамбля г. Ломоносова. Помещения второго этажа украшены лепкой, резьбой, росписями по лаку, картинами, шелком. Уникальные лаковые росписи выполнены в характере китайского искусства крепостным художником, "лакирным" мастером Ф. Власовым.
В XVIII в. центральная часть Верхнего парка с расположенными здесь Китайским дворцом и "Катальной горкой" носила название "Собственной дачи". Этот ансамбль строился под руководством архитектора А. Ринальди для Екатерины II. Китайский дворец - летнее увеселительное сооружение. В его архитектурном решении сочетаются черты дворца и паркового павильона. Название дворца условно и определено характером отделки четырех интерьеров, а также хранящимися коллекциями произведений прикладного искусства. Сдержанное решение фасадов дворца намеренно контрастирует с его внутренним декоративным убранством. Семнадцать небольших помещений дворца поражают изысканной отделкой. Это достигается применением различных материалов - стеклярус, дерево, искусственный мрамор, смальта, живопись, штоф. Уникальны наборные паркетные полы, выполненные русскими мастерами.
Одновременно со строительством Китайского дворца началось
сооружение "Катальной горки", грандиозного по тем временам архитектурного ансамбля, который состоял из павильона, гор и колоннады. Скаты горки примыкали к южному фасаду павильона, занимая существующий и теперь луг. Горы обрамлялись двумя рядами каменных колонн, образующих галереи. Колоннады и скаты горки были разобраны в середине XIX в. Сохранился павильон, художественное убранство интерьеров которого ставит его в ряд ценнейших памятников русской архитектуры. Остекленные двери и открытая терраса связывают павильон с парком. Отсюда открываются прекрасные виды на аллеи, пруд и Финский залив. Учитывая особенности русского пейзажа, архитекторы и мастера в условиях северного ландшафта создали один из замечательных образцов парка, добившись гармонического единства природы и архитектуры.
Л. Иванова
|