Бpодячая Камеpа

Китай: Пекин - город

 

Начнём рассказ о Китае. Я разделю всё на две части (по паре альбомов каждая) - в первой будет Пекин, во второй - остров Хайнань. Сразу хочу обратить внимание на климат. Поездка пришлась на новогодние праздники - в общей сложности около двух недель, начиная с конца декабря. Так вот, в Пекине в это время настоящая зима (-3..-9, ветер). Однако, из-за отсутствия снега и наличия солнца на фотографиях, все почему-то думают, что там лето :) На Хайнане ситуация иная - тропики, так что тепло всегда. От Пекина до острова лететь около 2,5 часов.
Впрочем, довольно о погоде. Перейдем к существу дела.

 

Перелёт из Санкт-Петербурга до Пекина - около восьми часов. Самолёт новый - Ту-214.
Первый такой был выпущен в 1991 или 1992 году. Дозаправок он не требует, но пассажиров вмещает примерно столько же, сколько Ту-154.
Принадлежит самолет авиакомпании "Россия" (точнее, "Пулково", которая теперь входит в её состав).

На снимке - летим над Монголией или Китаем. Такой пейзаж довольно долго тянется, только частью без снега.

Аэропорт в Пекине большой и современный.
Хотя, сами китайцы считают его маленьким - к Олимпиаде собираются открыть второй.

Площадь Тянь-Ань-Мэнь- считается самой большой площадью в мире (880x500 метров).

В 1989 году здесь довольно жестоко разогнали демонстрацию, тем самым предотвратив наш разрушительный сценарий и сделав процесс перехода к капитализму управляемым.

Аналог нашей перестройки в Китае начался в начале 1980-х.

Насчёт "Культурной революции" и Мао Цзедуна я услышал от китайца следующую фразу, по-видимому это официальная формулировка:
"Он был на 70 процентов прав, а на 30 ошибался".

Вот так вот всё у них просто. Строили социализм, потом решили строить капитализм. Такое впечатление, что население это не особо удивило. Типа какая разница - раз решили, теперь значит капитализм строим :)

Пусть вас не вводят в заблуждение красные флаги, звезды и т.п. символика. В Китае настоящий капитализм. Причём, зашедший куда дальше, нежели в России.

Так что слово "коммунистический" к современному Китаю никак неприменимо.

Конечно, у власти партия, которая называет себя коммунистической. Но дело ведь не в названии.

Второе впечатление от площади (после осознания грандиозности) - чрезвычайно навязчивые торговцы шапками с красными звездами.

Атипичная китаянка :)

Это - исключение. Вероятно, отголосок истории с атипичной пневмонией и птичьим гриппом.
Сейчас люди в повязках на улицах встречаются редко.

 

Врата Небесного Спокойствия.

В центре - портрет Мао Цзэдуна

Девушки и в Китае любят модно одеваться.

Но у нас это как-то более заметно.
Там не так массово :)

Пекин очень быстро и беспорядочно застраивается по типу европейских, американских, российских городов. Небоскребы, торговые центры из стекла, уплотнительная застройка.

Практически все машины на улицах - известные марки, но китайского производства (название везде написано иероглифами).

Самая дешевая новая машина чисто китайского (т.е. не по лицензии) производства стоит $4000. По китайским меркам это все равно много.

Языковой барьер в Китае - серьезная проблема. Русского или английского почти никто не знает, а китайский за несколько дней не выучишь. Особенно с их требованиями к точному звучанию слов и рисованию иероглифов (иначе не понимают, или понимают не так, как хотелось бы :)

Слово на китайском состоит из одного или нескольких иероглифов, большинство из которых довольно сложны в написании и запоминании. Мне за две недели удалось хорошо запомнить (в смысле - узнавать) штук 20. А вообще-то их тысячи..
Цифры тоже частенько записываются иероглифами, хотя чаще всего используют арабские.

На снимке слева - меню на китайском.
Водка у них, кстати говоря, 53 оборота.

Пекин - большой город. По утверждению китайцев - протяженность около 100 км, а живёт в нем около 15 млн. человек. По-видимому, именно сочетание этих двух фактов приводит к тому, что на улицах не так много людей, как можно было бы ожидать от Китая - вопреки байкам (из той же серии, что "во Владивостоке больше половины китайцев на улицах" :), число прохожих аналогично Питеру или Москве.

Но при этом много велосипедистов. Велосипеды здесь совсем не развлечение а, как правило, способ передвижения для тех, у кого нет денег на автобус, метро или автомобиль.
Соответственно, большинство велосипедов весьма простенькие и замучанные.

Жильё есть старое, доперестроечное (его много). И есть новое, которое строится ударными темпами по всему городу. Новое выглядит очень прилично и чисто.

Что касается старого, то оно в среднем страшнее, чем у нас. Дома похожие, хотя серии явно другие. При этом, ремонтируют их нечасто.

В подъезд одного из старых неремонтированных домов мы ради любопытства зашли. Лестница без освещения, двери в квартиры самодельные, без глазков. Темно. Хлам всякий валяется.
Со двора вид значительно хуже, чем с улицы. У нас такие дома тоже есть, но мало. Ещё не догнали.

Первый этаж закрыт решетками почти всегда, второй и третий - довольно часто. На более высоких этажах частенько можно видеть некую конструкцию (см. снимок) - видимо для тех, кому не досталось лоджии или балкона, а хлам складывать некуда :)

Обратите внимание на отверстия в стекле, сквозь которые торчат трубы. Интересно, кондиционер это или вентиляция?

Распространено также остекление из небольших стекол, как на этом снимке.

Кондиционеры во всех более или менее нормальных домах. Летом здесь очень жарко.

Порядочно современных двух-трёх уровневых развязок.

Из общественного транспорта есть автобусы (современные, ходят часто) и метро (о котором чуть ниже).

Огромное количество такси.

 
Много объектов, строящихся к предстоящей Олимпиаде 2008 года.
Забавный вариант установки базовой станции сотовой связи - вся вышка целиком на крыше здания. Видел несколько раз такое.

В городе часто наблюдается дымка.
Позже мне сказали, что это смог, что в Пекине очень плохая экология и нечем дышать. Не знаю - я не заметил что воздух какой-то не такой.

Дымка выглядит также, как, скажем, в Пхеньяне. Где уж точно нет смога.

Велорикша

Хочу сказать пару слов о впечатлении, которое произвели на меня китайцы. Общались мы преимущественно с русскоговорящими (как минимум 10 человек), которые работают с иностранцами. Поэтому, строго говоря, впечатление несколько однобокое. Другое дело, что контраста с поведением обычных китайцев я не особо заметил.

Основная проблема - явно инопланетная логика. Получить достоверный ответ на вопрос весьма сложно. Для этого нужно прилагать специальные усилия, переспрашивать (лучше у нескольких человек, потом сравнивать), задавать вопрос в разных формулировках, чтобы ответ был обязательно развернутый.

Серьезная проблема заключается в том, что ответ типа "да" или "да, хорошо" обычно ничего не означает. Т.е. это не положительный ответ. Это скорее "ага, слышу".
"Нет" или "не знаю" не говорят совсем. За всю поездку я слышал такой ответ всего пару раз - даже проникся уважением к тем, кто его произнёс :)

 

Второй момент который сильно удивил - не задают никаких вопросов. Совершенно искреннее отсутствие интереса к нам. Как-то неестественно. Помню, даже северные корейцы при всех их строгостях все время что-то спрашивали. Когда слышали незнакомое русское слово или поговорку - просили повторить или написать. А тут - ничего подобного. Из-за этого никак не удаётся поддерживать разговор.
Запомнился один эпизод. Во время визита в буддистский храм гид очень мало что могла сказать про буддизм. Или не знала или не могла по-русски объяснить. И одна женщина из нашей группы решила её вежливо дополнить. Явно по существу. Только она начала говорить (даже фразу не успела закончить), как гид чуть-ли не демонстративно развернулась и ушла.

Несколько напрягает показная демонстрация дружелюбия и "радости" от встречи. Заученную фразу про "СССР - старший брат Китая" чуть ли не вместо знакомства произносили.

При этом, не хотят идти навстречу даже в мелочах. Чтобы что-то о чем-то узнать, нужно постоянно спрашивать, иногда даже настаивать на ответах.
В то же время, со всеми местами куда возят иностранцев договоренности об откатах. Когда мы с какой-то "жемчужной фабрики" попытались уйти прогуляться по улицам, нас в прямом смысле слова хватали за руку. Желание поехать на метро вместо машины или пойти пешком - воспринимаются отрицательно.
Первые дни мы всё думали, что чего-то не так говорим или делаем, однако постепенно, особенно когда нас пару раз попытались примитивно кинуть (гиды были посредниками при оплате пары счетов) - многое прояснилось.

Мне и сейчас интересно - является ли подобное поведение чертой лишь тех, кто работает с иностранцами, или это относится к большинству китайцев? Увы, без знания языка понять это очень непросто, особенно за короткий срок.

У меня правда было смутное ощущение, что скажем водители (не такси!) возрастом лет за 40 - более-менее адекватные и много чего знающие. Также неплохое впечатление от жителей деревни на юге (вдалеке от туристических маршрутов).

В любом случае очевидно, что друг к другу китайцы относятся нормально, иначе бы они просто не выжили.

Регулировщик. Приехал на велосипеде.
Относится к полиции, судя по иероглифу на нашивке.

Народ, кстати, не пьёт. А если кто-то и пьёт, то дома.

Молодёжь ведёт себя спокойно.

Улицы в пятницу вечером ничем особо не отличаются от других дней. Клубы и прочие дискотеки имеются.

Метро в Пекине было построено в 1970-е..80-е.

Охватывает далеко не весь город и меньше нашего. Состоит из двух частей, одна из которых наземная.

Соответственно билет на подземную стоит 3 юаня, на обе - 4.
(4 юаня *3 = 12 рублей).

Всё завешано рекламой. Вагоны тоже.

Поезда не как у нас. Вроде бы, китайцам немцы помогали метро строить.

Интересный факт - в вагонах мы наблюдали только молодежь. По косвенным признакам и после ряда попыток выяснить причину мы узнали, что цена проезда для стариков слишком высока. Косвенно это объяснение подтверждается большим количеством пожилых велосипедистов (и это зимой, при отрицательных температурах!).

Станции неглубокие (без эскалаторов), построены по схожему принципу.

Проход на станцию - по бумажным билетикам, у которых контролёр отрывает корешок. Для автоматизированного прохода я заметил один турникет.

В целом ощущение такое, что с начала реформ метро мало модернизировалось. Билеты, судя по изображенной машине типа "Чайка" - тоже ;)

В городе вход в метро можно опознать по эмблеме (вверху слева - как буква "D" в кружке).

Скажу пару слов об уровне жизни населения.

Пропасть между богатыми и бедными здесь гигантская (заметна намного сильнее, чем в России).

К примеру, в этих кварталах (построенных, вроде бы, еще при императорах) рядом живут явно не бедные люди, о чем говорят припаркованные автомобили. И тут же, через приоткрытую дверь видно, как женщина при свете керосиновой лампы ставит какой-то мятый чайник на печку отапливаемую дровами. Причем, весь интерьер - тряпки, какой-то хлам, неровный пол - даёт очень целостную картину. Вот где фильмы снимать..

Улочки узкие. Кое-где торгуют сомнительной едой в разноцветных коробках с неровными надписями.
Насколько мне известно, такого понятия как государственная пенсия - нет.
Этот вопрос переложили на предприятия, где работал человек. Соответственно, в деревне пенсию вообще не получают, в городе - кому повезет. Судя по уже упомянутому отсутствию пожилых людей в метро - подозреваю, что мало кто реально получает что-то в старости.
Как и любом уважающем себя крупном капиталистическом городе - здесь есть пробки. Причем, весьма немаленькие, несмотря на пять колец.

 
Одна из центральных улиц
В переходах ларьков/киосков нет. В центре, по крайней мере.

На той же улице.

Возможно, вокзал.

Посетили Мак-Дональдс, в целях сравнения.

По умолчанию в гамбургеры кладут кучу специй, как и в Бангкоке (правда, там хоть спрашивали класть или нет ;)

В меню есть несколько вариантов, которые у нас не встречаются. К примеру, дают некий горячий напиток, похожий по виду на чай, но из фруктов.

Большая пешеходная улица с огромным количеством магазинов и торговых центров.

Товаров очень много по сравнению с нашими магазинами. Причем, дело даже не в количестве, а в ассортименте. Очень большой выбор - впечатляет.
В том числе как дешевых товаров, так и качественных дорогих.
Электронику покупать особого смысла нет - цены совсем не социальные и всё по-китайски.

Насчет того, что в Китае надо торговаться - это вопрос довольно сложный. Скажем так, торгуются далеко не везде.
Там, где много покупателей - частенько просто не хотят тратить время (какая разница, что не купишь - следом еще толпа придёт через минуту). Но иногда почему-то наоборот - торгуются. Не разберёшь их.

Утром, перед самым вылетом на Хайнань, вдруг пошел сильный снег. Говорят, такое тут бывает очень редко.

Все тут же бросились этот снег убирать.

Обратите внимание - почищено только рядом со входом в лавку :)

Вылет отменили. Видимо, по погодным условиям. Покормили, правда.

Потом написали на доске там где "причина задержки" с десяток иероглифов, из которых мне были знакомы только два, означающих "Пекин".
И молчат.
Китайские пассажиры через некоторое время снялись и куда-то ускакали. А мы сидим. Пытаюсь узнать у китаянки в форме, что случилось. Показываю на табличку и прошу перевести на английский. Она отказывается, посылает к начальнику. Тот тоже не хочет переводить (не иначе, как там китайский секрет был зашифрован :) но говорит, что задержка длительная и сейчас всех повезут в отель при аэродроме.
Подъехал автобус, погрузились. Несколько часов в отеле и вот мы уже летим на Хайнань. Но об этом чуть позже.


А пока - давайте посмотрим на достопримечательности Пекина.


 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal