Площадь Декабристов и Медный Всадник у
нас, конечно, уже были неоднократно.
Однако, в этом альбоме Медный Всадник будет серьезно детализирован.
Если выражаться корректно :)
Итак, площадь Декабристов.
Раньше была
Сенатской, после открытия памятника переименована в Петровскую, однако
название не прижилось - осталась Сенатской.
В площадь Декабристов переименована в 1925 году, в честь
антимонархического выступления офицеров (декабрь 1825 года), которое
было жестоко подавлено царскими войсками именно здесь. Восставших
расстреляли картечью, остальных на каторгу и под лед Невы.
Думаю, не была переименована после перестройки обратно в Сенатскую
потому, что пришедшие к власти считают декабристов своими.
Это редкий случай, когда нет противоречия с ранне- и поздне- советской
точкой зрения на этот вопрос. Просто и те и другие считали/считают
царя душителем свободы, потому восстание против него расценивают как
освободительное.
Медный Всадник - памятник Петру
I,открыт в 1782
году.
Тогда он, конечно, не мог называться Медным Всадником (соответствующая
поэма Пушкина написана в 1833 году).
Создавался французским
скульптуром Этьеном-Морисом Фальконе по указу Екатерины
II (о чем упомянуто непосредственно на
памятнике - "Петру I Екатерина II").
Надо отметить, что Фальконе до этого был известен
в совсем другой области - он занимался мелкой фарфоровой
скульптурой, работая на Севрской фарфоровой мануфактуре.
Екатерине II его рекомендовал философ Дидро.
Памятник отлит из бронзы под руководством
мастера Е.Е.Хайлова, который в трудный момент рискуя жизнью спас готовую
отливку (в мастерской вспыхнул пожар).
“И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне”
"Змея зависти, косности и злобы"
придавленная копытом символизирует поверженных врагов.
Автор змеи -
скульптор Ф.Г.Гордеев.
Моделями для скульптуры коня были Бриллиант и Каприз - из конюшни
Екатерины II.
Голову Петра I
вылепила ученица Фальконе - Мария-Анна Колло.
Перевозка Гром-камня для памятника.
Камень был найден крестьянином Семеном Вишняковым в 15 км от центра
города - на берегу Финского залива, около деревни Лахты. Тащили и
обрабатывали его целых два года. Сначала на полозьях до залива, потом на
54-х метровой барже.
Вес камня был около 1600 тонн.
Медный Всадник до революции (начало
XX века) и послевоенное снятие защитных
сооружений (1945 г.). Кстати, до 1900-го года вокруг памятника была высокая
(под 2 метра) ограда.
Установкой монумента руководил
Ю.М.Фельтен, уже после отъезда Фальконе.
Здание Кунсткамеры на противоположном
берегу Невы.
Здания Сената и Синода (все на той же
площади Декабристов) возведены много позже памятника - в 1829-1834 гг.,
по проекту К.И. Росси.
Руководил постройкой А.Е.Шауберт.
Над аркой скульптура "Правосудие и Благочестие"
В.И.Демут-Малиновского.
Те что ниже и с крыльями - "Гении держащие закон". Еще ниже и белые -
Вера, Мудрость, Истина и т.д. (16 штук).
В советское время в зданиях разместился Центральный исторический
архив. Сейчас его оттуда пытаются "попросить" съехать. Пока, правда,
сопротивляется.
Под аркой проходит Галерная улица.
По-поводу Исаакиевского собора,
выходящего на площадь северным фасадом, было сказано уже много..
Построен он по проекту О.Монферрана в 1818-1858 гг. (40 лет строили).
Один из четырех горельефов -
""Воскресение", работы французского скульптора Ф. Лемера.
Кстати, собор заложен в честь Петра I.
Казалось бы, из чего это следует? Оказывается, день святого Исаакия Далматского совпадает с датой
рождения Петра I (30 мая).
Колоннада.
На верхнюю, говорят,
мальчишки раньше, в 1920-х, пробирались -туда где скульптуры
(скульптор - И.Герман). Также мне подсказывают, что в 1970-е на этот ярус водили
экскурсии. Правда другие говорят, что не водили
:)
Пускают официально - только на нижнюю.
"Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой. "
(Тютчев)
В следующем альбоме я планирую завершить зиму (кстати, рекордную по
количеству альбомов).