Бpодячая Камеpа

Альбом 165

 

Первый весенний альбом будет посвящен крейсеру "Аврора", стоящему на углу Петровской и Петроградской набережных - там, где из Невы вытекает Большая Невка.

 

Хотя крейсер "Аврора" участвовал в Цусимском сражении (война России с Японией 1904-1905 гг.), однако известен он, конечно, в первую очередь, своим революционным прошлым -  в октябре 1917 года крейсер стрелял (холостыми) в сторону Зимнего Дворца, где заседало Временное правительство, объявленное большевиками низложенным.
Тогда крейсер стоял не здесь, а у Английской набережной - недалеко от моста Лейтенанта Шмидта (Николаевского). Там на эту тему установлен памятный знак.

Чтобы сам корабль не мешал судоходству, его поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной.
Как раньше, так и сейчас - он открыт для посетителей (пока еще бесплатно, кроме машинного отделения).

Корабль был построен в 1897-1903 годах в Санкт-Петербурге, на стапелях Нового Адмиралтейства и призван был усилить морские силы на Дальнем Востоке. Туда он и был отправлен после завершения строительства.

Однако, после начала русско-японской войны (в 1904 году) отозван обратно на Балтику.

Вскоре, крейсер опять вернулся на Дальний Восток и участвовал в сражении с японцами (в составе отряда под командованием контр-адмирала О.А.Энквиста). Получив повреждения, он ушел сначала на Филиппины, а после окончания войны, в 1906 году, вернулся в Россию.

После войны на крейсере стали обучать кадетов и гардемаринов Морского корпуса (практика, в том числе, включала дальние плавания).

В Первую мировую войну крейсер снова стал боевым. Им командовал капитан 1 ранга Г.И.Бутаков, причем портом приписки корабля был Свеаборг (остров в 15 минутах плавания от Хельсинки - в одном из будущих альбомов я вам его, вероятно, покажу).

С осени 1916 года "Аврора" стояла на капитальном ремонте - были установлены новые паровые котлы, модернизирована артиллерия и связь. Команда теперь включала 723 человека.

К 1917 году обстановка в Петрограде стала напряженной. После Февральской революции команда подняла красный флаг, командир корабля  был убит. Матросы избрали судовой комитет. К октябрю 1917 года большая часть команды оказалась на стороне большевиков и участвовала в восстании. Для того, чтобы принудить к сдаче Временное правительство, был произведен холостой выстрел из носового орудия (на фото слева и сверху).

К началу гражданской войны "Аврора" была выведена в резерв, в 1922 году - восстановлена как учебный корабль.

Во начале Отечественной войны крейсер использовался как часть системы ПВО Кронштадта и затем - как плавучая база соединения подводных лодок. Вскоре, в сентябре 1941 года, он получил пробоину и был полузатоплен около Ораниенбаума. После ремонта, уже в 1947 году, стал памятником.

В 1984-1987 гг корабль серьезно ремонтировался - подводная часть корпуса была полностью заменена, поменяли мачты (старые тоже не были оригиналами). Помещения перепланировали.

На снимке:
металлическая труба слева - связь. Говоришь и слушаешь. Как утверждают - качество весьма приличное, однако есть и обычный телефон (связь между всеми отсеками по трубам получается слишком увесистой для корабля).

Труба, уходящая вдоль мачты вверх (в правом верхнем углу) - как раз продолжение предыдущего кадра.
Лебедка.

Колокол над ней - рында

И инструкция по эксплуатации лебедки :-)
Крепление шлюпок довольно хитрое - чтобы они оказались над водой (как эта), кронштейны должны поворачиваться по очереди.
Нахимовское военно-морское училище.
"Аврора" стоит как раз напротив него...
.. что частично объясняет блеск металлических деталей и чистоту палубы :)

Крейсер является учебной базой училища.

Ходовая (на ней висит верхний круг) и боевая (под ней) рубки. Одна из лопастей винта, выставленная для обозрения
Теперь спустимся вниз..
В вестибюле висят флаги, под которыми плавал крейсер..
.. а также картины морской тематики. Подозреваю, что на правой изображен спуск "Авроры" на воду.

В других залах выставлены различные предметы, подарки.

Так, вероятно, раньше спали
А так - ели и отдыхали.

Кстати, и сейчас здесь есть команда - 5 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.
Спят и едят они, конечно, не в музее :)

В машинном отделении также весьма интересно, но для съемок темновато и вдобавок хотят денег за фотографирование. Так что придется вам самим идти :)

Замечу, что одна из двух паровых машин полностью восстановлена и, как утверждает местный мужик-экскурсовод - на ходу.

В 1992 году красный флаг с корабля был снят, и снова был вывешен Андреевский. А в 1998-м здесь освятили корабельную церковь. 

Историю крейсера стараются теперь подавать принципиально иным, чем раньше образом - обращая основное внимание на его участие в дореволюционных событиях.


Подробнее об истории "Авроры" можно прочесть на сайте http://www.aurora.org.ru

Также предлагаю вашему вниманию вторую часть сборника "Люки Санкт-Петербурга и окрестностей"

 

HistoryContentsMail
prev. album (164) (C) Петp Соболев next (166)

 

Опубликовать ссылку на эту страницу в:
Опубликовать ссылку на эту страницу в Facebook Опубликовать ссылку на эту страницу ВКонтакте Записать в LiveJournal